Типичные проблемы
Основа динамика - магнитная система с обратной стороны устройства. Она состоит из магнита, для изготовления которого берут прессованную керамику и ферриты. Также элементами являются фланцы и керн. Все эти детали образуют единую систему.
Между керном и фланцем есть небольшой зазор, в котором образуется электромагнитное поле. В зазоре установлена индуктивная катушка – каркас в форме цилиндра, на который намотан тонкий провод из меди или алюминия. Она соединена с диффузором, который проталкивает воздух, образует акустические волны и, как следствие, звук.
С какими поломками сталкиваются владельцы динамиков чаще всего? При появлении хрипов, скрипов, проседаний звука и внезапных отключений рекомендуется проверить магнит и катушку.
Заклинивший магнит
Одна из самых распространенных проблем – заклинивание электромагнита. При разборе видим, что стальной керн смещен относительно центра, и катушка оказалась зажата. Сдвинуть керн к центру не получится, он будет приклеиваться к верхнему фланцу. В этом случае потребуется разобрать магнитную систему, а точнее извлечь керн и приклеить его заново.
Катушку при таком заклинивании придется заменить, т.к с большой вероятностью она будет деформирована и дальнейшее использование ее будет невозможно.
Способ разборки
Берем нож и молоток. Забиваем лезвие в зазор и акуратно продвигаясь по кругу постепенно отделяем нижний фланец.
Канцелярским ножом очищаем магнит и фланец от остатков клеевого состава, мелкий мусор убираем клеящей стороной скотча.
Поверхности магнита и нижнего фланца обезжириваем и наносим густо замешанную эпоксидную смолу.
С помощью клиньев выставляем одинаковый зазор между верхним фланцем и керном
Даем высохнуть
Сгоревшая катушка
Если пропал звук, проверяем целостность катушки динамика. Чтобы проверить ее состояние, достаточно снять диффузор и шайбу. Потемнение эмали говорит о том, что катушка сгорела. В этом случае перематываем катушку и вставляем ее обратно в динамик.
Самое сложное – перемотка. После снятия резонатора требуется смотать обгоревшую обмотку. Необязательно считать витки, достаточно замерить длину и сечение провода после снятия, чтобы подобрать отрезок нужного размера. Очень часто медная проволока сгорает, тогда проводим расчет диаметра и длинны исходя из номинального сопротивления динамика.
Для намотки потребуется оправка нужного диаметра, на которую надевается втулка. Это защитит бумажный каркас от деформации. Наматывать проволоку следует плотно, фиксируя клеем. При намотке необходимо следить за натяжением провода. Витки второго слоя укладываются между проводами первого. Каждый слой пропитываем клеевым составом. Можно использовать БФ2. После высыхания оборудование можно собирать.
Главное при намотке – не допускать перегибов. Любые заломы увеличивают размеры обмотки. Если перегибы все же образовались, устраняем их, протянув проблемный участок через ноготь большого пальца.
Разборка динамика
Самое сложное при починке динамика своими силами - разобрать систему. Большая часть динамических головок не предназначена для разбора, они не подлежат ремонту, а требуют замены. Но есть варианты удачно разобрать устройство, отремонтировать, а затем собрать, не потеряв качественные характеристики.
Главная задача – размягчить клей, а затем аккуратно отделить детали друг от друга, не повредив их.
Последовательность действий:
-
отпаиваем проводники от панели на корпусе;
-
снимаем пылезащитный колпак: убрать клейкий состав можно ацетоном, а поддеть колпачок можно ножом;
-
отделяем верхний подвес при помощи растворителя;
-
снимаем центрирующую шайбу: здесь потребуется растворитель и плоская отвертка;
-
извлекаем диффузор.
Когда динамик полностью разобран, можно искать и исправлять дефект.
Способы установки новой катушки
При установке катушки необходимо быть предельно аккуратным, чтобы не повредить узлы. Главное, поставить и закрепить катушку в зазоре без перекосов. Для этого смазываем посадочные поверхности клеем и опускаем подвес в раму. Для центровки используем шаблон.
После прижимаем возле гофров и шайбы, чтобы клей схватился, вынимаем шаблон и запускаем подачу тока, чтобы диффузор двигался по максимальной амплитуде. Откорректируем положение, избегая трения. Оставляем высыхать. Если катушка трется о стенки корпуса, немного отпускаем винты, которые держат шайбу. Проводим центровку полосками из картона.
Разобрать динамик несложно, если знать азы и конструктивные особенности. При разборе необходимо действовать осторожно, чтобы не сломать хрупкие элементы. Если опыта и знаний недостаточно, можете обратится к нам за советом, ведь очень много подводных камней ждет вас в этом нелегком деле.